То, что его спортивная подготовка оставляет желать лучшего, Никита подозревал давно. За тем же Алексом угнаться ему было, например, совсем не просто, а уж угнаться за оборотнем и подавно. Так что Вяземский успел сто раз порадоваться своему решению, связать их заклинанием, не дающим потеряться, в противном случае их тандем рисковал распасться уже на первых минутах. Оборотень шел очень быстро и очень уверенно. Мелькающие перед глазами картинки едва успевали складываться во что-то цельное. Следы, окурки, обрывки ткани, погасшие угли… Это что получается - убийца Романа коротал все это время у костра, покуривая? И почему обрывок рубашки? Его кто-то тащил? Или бежал сам? А затем все вопросы как-то разом отпали, едва на глаза попалось мертвое тело, привалившееся к дереву. Тело, очень похожее на того, кого Никита видел вполне себе живым и здоровым пару часов назад – на нового главу Ордена стражей. - Алекс?! – недоверчиво выдохнул Вяземский, замирая на месте. И тут же едва сам не замотал головой, протестуя против подобного предположения. И не только потому, что ему отчаянно не хотелось верить в смерть Кречетова, а потому что Кречетов просто не должен был здесь оказаться раньше них с оборотнем. Он не мог курить «Беломор». Не мог греться у костра… А значит, и у дерева был не он?! Хотелось верить, что не он. Тогда кто?! И что вообще все это значит?! Оборотень задавался вопросами куда меньше мага, и уже рванул в кусты, на звук, похожий для Никиты то ли на рычание, то ли на довольное чавканье. - Подожди! – выдохнул вслед волку маг. – А вдруг ловушка?! И с этой мыслью, замерев в нескольких шагах от мертвого тела, попытался осмотреть место гибель с помощью «истинного зрения». Не боевого – обычного бытового заклинания, позволяющего увидеть истинную суть вещей, прикрытых не слишком сильной иллюзией, или какие-то магические предметы и следы, а также скрытые ловушки.

Yggdrasil

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Yggdrasil » Игровой мир » Ванахейм


Ванахейм

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

анахейм — это, как явствует из названия, «обитель», то есть мир, ванов, расы богов и духов, сосредоточенных в основном на сельском хозяйстве. Мир этот располагается с западной стороны Иггдрасиля; следующие за ним на спиральном подъеме миры —Альвхейм и Асгард. Откуда пришли ваны и как им удалось создать Ванахейм, не привлекая внимания асов, — никому точно не известно, а сами они не говорят. Так или иначе, асы заметили их лишь после того, как мир ванов уже прочно утвердился на Древе.

Времена года

В Ванахейме регулярно сменяются четыре времени года, и все они идеальны. Иначе говоря, там  всегда — независимо от сезона — стоит прекрасная погода, в классическом «открыточном» варианте. Из всех Девяти миров именно в Ванахейме — самый приятный климат. Но «год» у ванов гораздо длиннее нашего: состыковать наши сезоны с тамошними может оказаться непросто. Ближе всего Ванахейм подходит к нашему миру в день посередине между летним солнцестоянием и осенним равноденствием (некоторые наши предки отмечали в этот день праздник под названием Ламмас).

География

Ванахейм — это крупный остров или даже маленький континент. Центральную его часть украшают пологие холмы, а остальные территории заняты лугами и пастбищами, разделенными небольшими полосками лесов. Вдоль береговой линии тянутся просторные пляжи вперемешку со скалистыми обрывами. Здесь в чести рыболовство: ваны дружат с Эгиром, морским богом. Почва на этом острове пышной зелени — самая плодородная во всех Девяти мирах. Прорастает практически всё — достаточно просто бросить семя в землю. Поэтому Ванахейм стал настоящей житницей Девяти миров: все остальные импортируют его сельскохозяйственную продукцию в обмен на свои товары.

Городов в Ванахейме нет; нет даже столицы или какого-нибудь главного чертога, где жили бы самые знатные из ванов. Есть только небольшие селения и деревушки, ни одна из которых не превосходит прочие по значимости. Государственные решения и законы принимаются на сходах, куда приходит по одному представителю от каждой деревни. Сходы обычно многолюдны и продолжаются по несколько дней; нередко их приурочивают к сезонным религиозным обрядам — чтобы, так сказать, убить одним выстрелом двух зайцев. Постоянного места для сходов не существует — собрания проводятся то в одной части острова, то в другой.

В центре поселения обычно размещается священная роща; ее окружают сельские дома и небольшие палаты для местных собраний и пиров, а вокруг них простираются поля. Кое-где имеются маленькие святилища, но в основном религиозные обряды проводятся под открытым небом, в рощах. Отличить эти рощи от обычных лесов можно по аккуратно высаженным кольцам священных деревьев и каменным алтарям, а иногда также — шаманским шестам. Что касается шестов, то в Ванахейме их можно встретить только в священных рощах, а рощи эти, как правило, бдительно охраняет сменный стражник — жрец или жрица. Это означает, что, вступая в Ванахейм, вы попадаете под наблюдение. Помните, что вы — на священной земле, обращаться с которой следует уважительно. Сами стражники-жрецы не вооружены, но при них обычно есть вооруженная охрана. Войдя в мир ванов, тотчас же вежливо представьтесь и объявите, по какому делу вы пришли. В рощах может попадаться пища, оставленная как подношения; не ешьте ее.

Самый обширный из лесов Ванахейма — волшебный лес Барри на восточном побережье, со стороны Йотунхейма. Деревья его покрыты золотой листвой и вырастают здесь выше, чем где бы то ни было еще в мире ванов (по словам местных жителей, это потому, что на самом деле они происходят из Йотунхейма:  первые саженцы некогда были получены в дар или куплены у великанов). Именно здесь Фрейр впервые встретился лицом к лицу со своей невестой, великаншей Герд; и вообще, считается, что в лесах Барри хорошо проводить сексуальные обряды и ритуалы любовной магии.

Население

Мифов о том, откуда произошло народ ванов, не сохранилось. Сами они на все расспросы отвечают только, что заселили Ванахейм, когда эта часть тела Имира (как говорят, тазовая часть, самая плодородная) превратилась в устойчивый континент.

Они не принадлежат к числу потомков Имира и, вполне возможно, пришли из-за пределов Девяти миров. В мифах они появляются внезапно: Один и его братья случайно встретились с ними и повели себя грубо, после чего между асами и ванами разразилась война. Ваны — земледельческий народ, практикующий обряды плодородия и, иногда, человеческие жертвоприношения. Физически они гораздо ближе к асам, чем к любой другой из рас Девяти миров, но наследственность у них проявляется иначе. Что касается характера, то они во многом совершенно уникальны.

Ваны очень серьезно относятся к законам гостеприимства. Вообще говоря, гостеприимству придают большое значение во всех Девяти мирах, но ваны на этот счет особенно щепетильны. Любой из них, скорее всего, позволит вам прожить в своем доме три дня на правах гостя — но существуют правила, которые должен соблюдать хороший гость. Прежде всего — предложите помочь по хозяйству. Если вы ничего не умеете, попросите дать вам такую работу, которая и не требует особых и умений и обучиться которой можно быстро и легко. Если хозяева с благодарностью приставят вас к делу, значит, они вас приняли как своего. Не отлынивайте, работайте со всем усердием. Но если на ваше предложение о помощи последует вежливый отказ, не воображайте, что хозяева сочли вас слишком дорогим гостем, чтобы нагружать работой: наоборот, это значит, что вы им не очень-то понравились и они не хотят принимать вас в семью даже на несколько часов. Одним словом, если они не приняли вашу помощь, то вряд ли захотят увидеть вас еще раз.

Известно, что ваны когда-то воевали с асами и примирились лишь после больших потерь с обеих сторон, когда противостояние зашло в тупик. Я упомянул об этом потому, что ванов часто недооценивают как воинов. Конечно, в них нет такой открытой воинственности, как в асах (и, более того, в Ванахейме царит строгий мир — и горе тому, кто посмеет его нарушить!), но в искусстве войны они не менее опытны, и об этом следует помнить. Ведите себя учтиво и вежливы с этими «простыми селянами», не то они решат, что вы нарушаете законы гостеприимства, а это в некоторых областях Ванахейма — смертельное оскорбление.

Во исполнение условий мирного договора асы и ваны обменялись заложниками. Каждая сторона пообещала передать другой нескольких своих представителей, отличавшихся великой мудростью. Асы отправили в Ванахейм Мимира и Хёнира, но те оказались негодными советниками: Хёнир вообще отказался о чем-либо говорить, а Мимир нес всякую заумную чепуху. То ли они обиделись, что их выбрали в заложники, то ли получили распоряжение помалкивать. Оскорбленные ваны отсекли Мимиру голову и отправили ее вместе с Хёниром обратно в Асгард. Один оживил голову и бросил ее в колодец, где Мимир пребывает и поныне, обреченный отвечать на вопросы вечно — или пока Один не надумает его освободить.

Ваны, со своей стороны, послали заложниками Ньорда — бога кораблей и мореплавания — и его детей-близнецов Фрейра и Фрейру, божеств плодородия и любви. Передача последних двоих, по-видимому, состоялась в рамках договора, по которому ваны обязались обеспечивать Асгард пропитанием. Особенно Один был рад заполучить Фрейю — не только из-за ее красоты, но и потому, что она владела искусством магии сейта, которому он желал обучиться. Заложников от ванов не только приняли в Асгарде с почетом и предоставили им все права, но и не причинили им никакого вреда даже после того, как ваны в гневе вернули заложников от асов. Ньорд, Фрейр и Фрейя были слишком важны. В итоге теперь в совете Асгарда представлены голоса ванов, а Ванахейм может больше не беспокоиться о судьбе своих заложников.

Этим заложникам от ванов разрешено покидать Асгард и посещать Ванахейм, но только по одному. Ньорда можно застать в Ванахейме весной и в начале лета; обычно он плавает в ладье у побережья острова. Фрейр возвращается домой на Ламмас, чтобы исполнить свою роль в важнейшем ритуале Инга, призванном обеспечить плодородие, и остается до первого снега. Фрейя, по-видимому, посещает родные края зимой и дожидается там весны — своего любимого времени года.

0

2

Дом Ньорда

Дом Ньорда в Ванахейме располагается на восточном побережье (напомним, что с востока остров ванов соседствует с Альвхеймом и Асгардом, а в Асгарде дом Ньорда стоит на западном побережье — строго напротив его обиталища в Ванахейме, на кратчайшем расстоянии по прямой). Этот высокий белый чертог со сводчатыми кровлями и арками   высится на скалистом берегу самого крупного и ближайшего к северу залива. В гавани его стоит целый небольшой флот: Ньорд остается покровителем всех кораблей Ванахейма даже в свое отсутствие. Воды у берегов острова ванов никогда не замерзают, даже зимой, и рыба всегда ловится превосходно.

Ньорд в настоящее время одинок, хотя как у архетипического морехода у него не было недостатка в женах и возлюбленных. Формально он женат на Нертус (которая и родила ему Фрейра и Фрейю), но это — сугубо церемониальный брак, возобновляющийся лишь на один день в году в ритуальных целях. Когда-то Ньорд взял в жены Скади (во исполнение обещания, данного Одином этой великанше), однако они не ужились вместе и через год расстались. Кое-кто утверждает, впрочем, что они остаются супругами, хотя и встречаются редко. Отец Ньорда — древний бог ванов Фроди, а мать — Нотт, вестница Ночи, не менее древняя инеистая великанша.

Самого Ньорда описывали как сухощавого и крепкого бородатого мужчину, зрелого, но далеко не старого, с обветренным лицом и мозолистыми от корабельных снастей руками. Он мудр, практичен и способен подавать разумные советы, а также наделен спокойной, но уверенной и властной силой, побуждающей следовать за ним как за истинным вождем. Один духовидец, чтящий Ньорда, сказал, что это «образцовый капитан корабля — с головы до пят», и добавил, что, где бы он ни появился, следом за ним тотчас приходит соленый морской ветер.

Всякий, кто интересуется кораблями и мореплаванием, естественным образом найдет в Ньорде родственную душу и хорошего собеседника.

Как подношения Ньорду можно использовать вещицы, вырезанные из древесины, оставшейся от старых кораблей и лодок, а также хорошее вино, монеты из дальних стран (он их коллекционирует) и все, что так или иначе связано с мореплаванием.

Дом Нертус

Нертус, церемониальная супруга Ньорда, — верховная жрица Ванахейма и образ Матери-Земли. Ньорд женат на ней лишь формально: вместе они не живут, а в супружескую близость вступают лишь в ритуальных целях — в ознаменование магического союза земли и моря, призванного обеспечить плодородие всего острова. Двое их священных детей, близнецы Фрейр и Фрейя, олицетворяют плодородие Ванахейма и даруют плодовитость всему, с чем соприкасаются.

Нертус — очень древняя и скрытная богиня, окруженная множеством табу. Рослая, пышнотелая и чувственная, с фигурой Виллендорфской Венеры и глазами, напоминающими глубокие тинистые озера, с кожей, бурой, как земля, и длинными каштановыми волосами, тянущимися за ней по земле огромным шлейфом, на люди она всегда выходит под плотным покрывалом, и очень мало кому доводилось видеть ее лицо (в древности попытка заглянуть ей под покрывало каралась смертью). Нертус ведает всеми человеческими жертвоприношениями в Ванахейме, и жертвы добровольно расстаются с жизнью под ее ножом. Она живет на островке в самом центре Ванахейма — на острове внутри острова, где помещаются только священная роща богини, ее храм и дом. Несколько раз в году она объезжает страну, посещая селения ванов и принося с собою плодородие и мир, а затем возвращается домой. Из каждого такого путешествия она привозит с собою на остров избранных служителей, которые омывают богиню в водах священного озера, исполняют в течение недели все ее прихоти, а затем приносятся в жертву через утопление. Не ищите помощи Нертус, если вы не готовы заплатить высокую цену за ее мудрость или можете обратиться к кому-то другому.

Иногда Нертус посещает Мидгард, к обитателям которого питает глубокую материнскую любовь. Там есть крупный культовый центр этой богини — один из немногих в Мидгарде, — где она почитается как олицетворение всепорождающей и всепожирающей Земли.

Дом Фрейра

У Фрейра — множество домов в разных мирах, и ему приходится постоянно переезжать между ними. В Асгарде он живет у своей сестры Фрейи, в чертоге Сессрумнир, и остается там на хозяйстве во время ежегодных поездок Фрейи в Ванахейм. Однако его любимая жена, великанша Герд, больше не приезжает вместе с ним в Асгард, так что там ему приходится проводить время в одиночестве. В Альвхейме у Фрейра имеется собственный дом, подаренный ему асами (подробнее о нем говорится в главе об Альвхейме), где он проводит часть своего «асгардского» времени. Герд иногда наведывается к нему в Альвхейм, но и там ей на самом деле неуютно. Когда же Фрейр возвращается на родину, в Ванахейм, они с Герд живут в его доме в лесу Барри, где когда-то впервые встретились друг с другом. Названия этого дома мы не знаем — возможно, он вообще не имеет особого имени, но те, кто там побывал, рассказывают, что он целиком выстроен из золотистых соломенных куколок.

Сам Фрейр — очень доступное и дружелюбное божество. Он высок, светловолос, красив и очень смешлив. В Ванахейме его чаще называют Ингом или Ингви — это не имя, а титул, который он носит в своей священной функции короля урожая. Со всеми, кто к нему обращается, он приветлив и радушен, хотя поймать его не так-то просто — слишком уж часто он переезжает с места на место.

Фрейр — божественный покровитель плодородия, роста, изобилия, мира и довольства. Кроме того, он — бог любви, секса и чувственности (со многими своими приверженцами, независимо от пола, он вступает в сексуальные связи), но для него — в отличие от его сестры — все это важно для него лишь как часть более глубоких отношений. Фрейр работает прежде всего с устойчивыми, стабильными парами, желающими построить общий дом; еще более благосклонен он к тем, кто при этом намерен возделывать общий участок земли. Он покровительствует в том числе и негетеросексуальным союзам (и людям), и многие его жрецы отличались женственностью и склонностью к кросс-дрессингу. Фрейр — бог брака, но, в отличие от Фригг, санкционирующей общественно приемлемые союзы, он благословляет такие пары, о которых люди говорят, качая головой: «Они ни за что не уживутся вместе — слишком уж они разные» или «слишком уж они странные». Когда сам он взял в жены великаншу Герд, многие отнеслись к этому неодобрительно, поэтому он сочувствует влюбленным, вынужденным идти против социальных условностей и бороться с проблемами культурных различий.

Как бог мира Фрейр не терпит никакого насилия в своих святилищах и, тем более, у себя дома. Он не прощает тех, кто затевает ссоры в его жилище: ведь это, по меньшей мере, нелюбезно по отношению к другим его гостям. При всей его душевной и теплоте и открытости он не замедлит отдать своим слугам приказ вышвырнуть вас вон, если вы его огорчите.

Фрейру принадлежит корабль Скидбладнир, на который действительно стоит посмотреть. Если вы уговорите его показать это сокровище, то увидите крошечную модель парусного судна, которая по одному слову начнет увеличиваться и вскоре превратится в настоящий корабль. Это подарок от Эгира, изготовленный цвергами. Фрейр гордится своим чудесным кораблем и часто выходит на нем в море — просто чтобы покрасоваться. Но далекие плавания ему не по нраву: Фрейр — далеко не такой искусный мореход, как его отец.

Жена Фрейра, великанша Герд, совершенно не похожа на своего супруга. Насколько он добродушен и общителен, настолько же она сдержанна и прохладна, а с незнакомцами, пожалуй, даже холодна. Герд — высокая и крупная в кости, как большинство великанш, бледная, с длинными темными волосами, обычно заплетенными в косу. Она предпочитает свободные платья, скрывающие фигуру, и большую часть времени проводит в своих садах.

При обоих домах, которые она делит с Фрейром, — в Ванахейме и в Альвхейме, — Герд разбила прекрасные сады. Они окружены высокими стенами и строго охраняются. В садах этих царят тишина и покой — когда входишь туда, кажется, будто весь мир, кроме этого уединенного уголка, попросту исчезает. Если Герд пригласит вас прогуляться с нею по саду, то вовсе не для того, чтобы пообщаться и поболтать по душам. Скорее всего, она хочет, чтобы вы просто побыли рядом с ней, молча наслаждаясь красотой и покоем. Возможно, она расскажет вам о своем любимом саде, который она когда-то возделывала в Йотунхейме, в доме своих родителей, — он укрыт под сенью гигантского дерева, уходящего в небо на сотни футов, и окружен со всех сторон древними лесами, где вечно царит туманная мгла. Принесите ей в дар семена, лучше всего — каких-нибудь трав или цветов, которые она сможет посадить в своем саду. Устройте в ее честь небольшой сад, желательно где-нибудь в уединенном месте, за оградой.

На первый взгляд Герд кажется почти невзрачной, и остается только гадать, почему великолепный златовласый Фрейр так отчаянно влюбился в эту женщину. Но когда Герд немного оттает, в темных глазах ее вспыхнет огонь, и вы поймете, что за внешней холодностью в ней скрывается истинно йотунская пылкая страсть, и в такие мгновения она становится одновременно и пугающей, и нестерпимо желанной, — как будто простая домашняя кошечка вдруг испустила грозный рык и преобразилась в гибкую черную пантеру. Но еще один миг — и видение исчезает. Могучая, глубинная страстность снова скрывается под непроницаемой холодной маской. Имейте в виду, что Герд не ведет хозяйство в чертогах Фрейра: по меньшей мере половину года они проводят порознь. Всей работой по дому и, в том числе, заботой о гостях ведает Бейла, служанка Фрейра. А Герд, похоже, считает себя просто гостьей в чертогах своего мужа; хозяйка она — только в садах. Такой способ совместной жизни кому-то может показаться странным, но Фрейра и Герд он, похоже, вполне устраивает, и сомневаться в глубине их взаимной любви не приходится.

Личный слуга и помощник Фрейра — альв Скирнир, добровольно предпочетший служить именно ему, а не кому-либо из владык или владычиц Альвхейма. Скирнир худощав, подвижен и резок, проницателен, ловок и остр на язык. За его широкой улыбкой и заразительным смехом скрывается хитрый, изобретательный, холодный и практичный ум. Чтобы добиться своего, он без зазрения совести выкрутит руки кому угодно, хотя в присутствии Фрейра никогда не прибегнет к подобной тактике. К своему призванию помощника и телохранителя Фрейра он относится очень серьезно и ни от кого не потерпит нелицеприятных слов в адрес своего хозяина, хотя сам подчас может его поддразнивать. В награду за помощь при сватовстве к Герд Фрейр подарил Скирниру своего коня Блодигофи («Кровавое копыто»). Но Скирнир мудро рассудил, что Фрейр скоро пожалеет об этом подарке, и неделю спустя вернул коня под предлогом, что тот для него чересчур свиреп. Впрочем, это не мешает ему до сих пор одалживать Блодигофи для поездок по поручению Фрейра. Герд и Скирнир друг друга недолюбливают и стараются избегать.

Кроме того, Фрейру прислуживают Бейла и Бюггвир — супружеская чета альвов средних лет. Они переезжают за ним из дома в дом. Говорят, это симпатичные гоблины, из тех, что составляют большую часть простолюдинов Альвхейма. Бейла — нечто вроде архетипической «доброй фермерши» из мира фей, а ее муж внешне напоминает лепрекона. Бейла доит домашнюю скотину и разводит пчел, а Бюггвир возделывает поля, варит пиво и заботится о волшебной Мировой Мельнице — одном из драгоценных сокровищ Фрейра. Из Мельницы нескончаемым потоком льется зерно. Виды зерна меняются изо дня в день, и Бюггвир постоянно пытается получить все новые и новые сорта. Он довольно общителен и с радостью покажет вам эту чудесную мельницу — свое любимое увлечение. Бейла более замкнута, но ее можно расположить к себе, предложив помощь по хозяйству (легче всего это удастся, если вы умеете доить молочный скот).

Вместе с Фрейром с места на место переезжают и его ездовые животные: уже упоминавшийся Блодигофи, огромный рыжий жеребец, не боящийся огня, и пара прирученных вепрей, которых Фрейр запрягает в свою колесницу, — Гуллинбурсти («Золотая щетинка») и Слидругтанни («Страшный клык»).

Как подношения Фрейру годятся, среди прочего, хорошее пиво (лучше всего —  изготовленное в домашних условиях), хороший хлеб, сыр и всевозможные вкусные и красивые блюда, приготовленные с любовью.

Дом Фрейи

У Фрейи — тоже две обители: знаменитые палаты Сессрумнир в Асгарде и родной дом в Ванахейме, который называют просто «домом Фрейи», хотя там она проводит лишь небольшую часть года. В ее отсутствие за ним присматривают четыре из восьми ее сестер. Три из остальных четырех сестер Фрейи — Бьёрта («Сияющая»), Блида («Кроткая») и Фрида («Миловидная») — прислуживают Менглёд в Йотунхейма, а последняя, самая старшая из всех, живет в Асгарде: это Эйр, богиня врачевания и служанка Фригг.

Фрейя, как и ее брат, была отослана в Асгард как заложница после заключения мира между асами и ванами. Домой ей разрешается приезжать лишь тогда, когда ее брат и отец находятся в Асгарде. Между мирами она путешествует на колеснице, запряженной огромными золотистыми кошками. По одной версии, этих кошек — четыре, по другой — две, и зовут их Бигольд и Тригольд, то есть «Медовое золото» и «Янтарное золото» (заметим, что Фрейя очень любит мед и янтарь). Кроме того, она может летать в образе голубки или же превратившись в сокола с помощью своего волшебного плаща из соколиных перьев.

Кто только не писал о Фрейе, богине любви и плодородия, владычице ванов! Она — одна из самых популярных божеств Северной традиции, и не без причины. К тому же, ее дарования очень разносторонни. В целом ее священные функции можно разделить на четыре категории — образно выражаясь, она носит четыре шляпы.

Во-первых, Фрейя — богиня любви, и именно в этой роли она наиболее широко известна. Как и ее брат Фрейр, она высока ростом, светловолоса и прекрасна. Иногда она держится прохладно и замкнуто, иногда становится легкомысленной и беспечной, но по большей части ее можно охарактеризовать как радостную, дружелюбную и солнечную богиню. В этой своей ипостаси некоторым из тех, кто к ней обращается, она может даровать радости любви — но не всем: ни одна богиня любви не отвечает на каждую просьбу без исключения.

В ипостаси богини любви Фрейя носит ожерелье Брисингамен — самое прекрасное украшение во всех Девяти мирах, сработанное четырьмя братьями-кузнецами из цвергов. Фрейя выкупила его за четыре ночи любви, доказав тем самым, что ее прелести стоят величайшего из сокровищ. И никакие колкие замечания, которые впоследствии отпускали асы по поводу ее развратной натуры, не нарушили ее безмятежного спокойствия. А все дело в том, что Фрейя — это, среди прочего, и Священная Блудница, которая учит людей ценить самих себя и свои милости по достоинству, вместо того чтобы отдаваться задешево любому, кто подойдет и проявит хоть к ним какой-то интерес. Фрейя как богиня любви помогает нам обрести чувство собственного достоинства и помнить о том, что мир даст нам всё, за что мы готовы заплатить.

В ипостаси владычицы сейта, мистического искусства прорицания, Фрейя предстает как таинственная и мудрая ведунья, облаченная в традиционные одежды. Она обучает искусству магии сейта всех, кого сочтет достойными, хотя отдает предпочтение женщинам и мужчинам с нетрадиционной гендерной принадлежностью. Это самая «ведьмовская» из ее ипостасей.

В ипостаси воительницы Фрейя исполняет те же функции, что и валькирии (не считая того, что она уносит погибших героев в свой собственный чертог, а валькирии — в Вальхаллу). Вскоре после прибытия в Асгард Фрейя заключила с Одином договор, согласившись поделиться с ним своей мудростью в обмен на право забирать к себе до трети погибших в бою благородных храбрецов и первой выбирать свою долю. В результате, разумеется, ей достаются лучшие из лучших (кроме тех, кто присягнул лично Одину или кому-либо из подчиненных ему божеств); она же забирает и женщин-воительниц. Те, кто наделен даром второго зрения, могут увидеть Фрейю, облаченную в белые доспехи, во время битвы бок о бок с валькириями. Однако эту сторону своей натуры она проявляет только в Асгарде.

С Ванахеймом же связана другая ее ипостась — богини плодородия. Именно в этом качестве она ежегодно возвращается на остров ванов в такое время, чтобы застать самое начало весны. Как и Фрейр, она одним прикосновением дарует силу всем растениям, но в особенности — только что проклюнувшимся семенам и первым всходам, помогая им раскрыться и превратиться в жизнеспособные ростки. Исполняя свои ритуальные обязанности у себя на родине, Фрейя носит платье, расшитое изображениями цветов и колосьев, — и эта волшебная вышивка преображается по мере того, как растения набирают силу. Фрейя — богиня весны, освящающая всякое начинание, чтобы в конце концов оно принесло добрые плоды.

О мужьях Фрейи рассказывают по-разному, но все они, как представляется, погибли или претерпели те или иные несчастья. Ни одному из ее многочисленных супругов и возлюбленных не удавалось удержать ее надолго, не говоря уже о том, чтобы обезопасить себя от измен. Но каждого из них Фрейя горько оплакивала, и слезы ее, падая на землю, превращались в янтарь. От одного из своих покойный мужей, Ода, она родила двух дочерей — Хносс («сокровище») и Герсими («драгоценность»). У каждой из них — свои палаты в Ванахейме, стоящие неподалеку от дома Фрейи. Полненькие, смуглые, веселые и полные кипучей энергии, они удались скорее в отца, чем в мать. Герсими покровительствует ювелирам и нередко дарит драгоценные украшения своей красавице-матери.

В дар Фрейе можно подносить мед, цветы, хорошие напитки, сладкую выпечку, фрукты и любые красивые вещицы. Она неравнодушна к изделиям ручной работы, особенно к тем, в которые вложено много труда. И, разумеется, ее всегда можно порадовать ювелирными украшениями и натуральными ароматами.

Дом Фроди

Фроди — очень древний бог ванов. Его имя означает «Плодоносный». Согласно преданиям ванов, он — отец Ньорда от Нотт, небесной великанши, вестницы ночи. Седовласый бородатый старец с изрезанным морщинами лицом, он живет в небольшом деревянном домике, окруженном плодовыми садами и зарослями ягодных кустарников. Несмотря на почтенный возраст и замкнутый характер, он радушно примет вас, если вы придете спеть ему песню или рассказать сказку и предложите помощь по сбору урожая. В качестве подношения Фроди можете посадить ягодный куст или небольшое плодовое деревцо.

Дом Нехаллении

Нехалления, имя которой тоже означает «Плодоносная», — богиня растительности и моря. Из какого пантеона она происходит изначально, не вполне ясно, однако в Ванахейме у нее есть свой дом. Он стоит на берегу океана и обращен к Асгарду, как и чертог Ньорда и лишь немногим южнее него. Дом этот сплетен из ветвей и по форме напоминает рог изобилия — главный символ Нехаллении. Богиня удачной рыбалки и изобилия, она покровительствует всем дарам прибрежной полосы, простирающейся примерно на полмили в обе стороны от линии прибоя, — моллюскам, водорослям, морским сливам и так далее, одним словом, всему, что растет и плодится на соленом ветру. Как и Ньорду, ей можно приносить в дар розмарин.

Дом Хольды

Хольда — германская богиня, родной дом которой находится в каком-то странном месте под землей, но за пределами Хельхейма (иногда туда попадают люди, упавшие в колодец). Однако мне рассказывали, что у нее есть свой домик и в Ванахейме, где она покровительствует тканью льняного полотна. Ванахейм вообще славится льном, тогда как в Асгарде ткачихи под предводительством Фригг специализируются на шерсти. Дом Хольды стоит среди полей, покрытых синими и белыми цветами льна, и окружен большим садом, где растут самые разнообразные кулинарные травы.

Хольда — богиня домашнего хозяйства; многие из тех, кто работает с ней, говорят, что ей нравится, чтобы в доме было чисто и прибрано; а те, кто обращается к ней впервые, часто испытывают внезапную потребность навести в доме порядок и принимаются с небывалым энтузиазмом драить полы и вытирать пыль на всех полочках. Уборка в доме — действительно хороший способ приветствовать эту богиню: так вы покажете, что по-настоящему цените то, за что она отвечает.

Как нетрудно догадаться, в домике Хольды царят безупречный порядок и чистота, однако от этого он не становится менее уютным и теплым. В печи у нее никогда ничего не подгорает, молоко никогда не скисает, фрукты и овощи никогда не портятся, а сама она никогда не сидит без дела: даже во время беседы с вами она, скорее всего, будет что-нибудь прясть или ткать.

Ей прислуживают несколько девушек, которых она учит домоводству. В отличие от других богов и богинь, Хольда не держит постоянной свиты: выучив одних помощниц, она берет в услужение других, а прежние отправляются по домам, чтобы применять усвоенные уроки в собственном хозяйстве. Единственное исключение — служанка по имени Харн, мастерица в трепании льна (очень трудоемком и неблагодарном процессе превращения сырца в льняную нить); она прислуживает Хольде постоянно и помогает тем, кто хочет обучиться этому искусству.

Если хотите сделать Хольде подношение, просто наведите порядок в доме. Если у вас и так уже все блестит и сверкает (включая полочки в холодильнике и дальние углы на чердаке), пойдите в гости к кому-нибудь, кому трудно поддерживать чистоту у себя дома, и сделайте уборку там. Лучше всего — помогите больному или пожилому человеку или матери с маленькими детьми, у которой не хватает времени и сил позаботиться о порядке в доме. Приносить в подарок Хольде какие бы то ни было вещи не имеет смысла. Она и так будет знать, что вы хорошо потрудились. Если вы не знаете, что еще для нее сделать, спросите у нее самой. Она найдет вам работу!

Дом Биллинга

Великана Биллинга называют «господином (master) ванов», что кажется довольно странным, но, по всей вероятности, означает, что он — мастер по торговым сделкам между ванами и йотунами. Биллинг — брат Гиллинга, отец Ринда и дед Вали. Сам он — йотун, но тесно связан с ванами, в том числе и через брак (одна из его жен — из рода ванов). Он превосходный посредник и купец, стремящийся добиться наибольшей выгоды для обеих сторон; и обе стороны ценят и уважают его за честность и беспристрастность. Его дом находится в крупном морском порту на побережье, обращенном к Йотунхейму, и это не только жилище, но и торговый склад. К людям, странствующим по мирам, Биллинг благосклонен, но обычно у него не бывает времени отвечать на вопросы — слишком уж он занят своими купеческими делами.

Эгирхейм

Прямо у побережья Ванахейма находится Эгирхейм — подводный чертог Эгира, бога моря (первоначально носившего имя «Хлер»). Эгир и его домочадцы странствуют по всем морям и побережьям от Мидгарда до Асгарда, от Муспелльхейма до Нифльхейма, но основное место их обитания — именно Ванахейм, и ваны — их друзья и союзники. Отец Эгира — великан Мистблинди; один из его братьев, Логи, живет при дворе Утгарда-Локи, а другой брат, Кари, — бог северного ветра и один из нифльхеймских вождей.

Эгира часто изображали в образе крепкого, могучего воина с копьем в руке (одно из древних наименовений моря, garecg, в буквальном переводе означает «копьеносец»), с длинной, развевающейся на ветру бородой, украшенной морскими раковинами и жемчугами. Жена Эгира — Ран, имя которой означает «Грабительница»: она похищает корабли и людей и уносит их на морское дно. Ран далеко не так доброжелательна, как Эгир, и умилостивить ее труднее. Для великанши она миниатюрна: невысокая ростом, изящная, с бледной, голубоватой кожей и длинными пальцами, странными нечеловеческими глазами цвета морской волны и черными волосами, такими длинными, что они тянутся за ней по земле, как шлейф. Глаза ее холодны и постоянно бегают, как мелькающие осколки зеленого стекла. К гостям из мира людей она бывает приветлива лишь при условии, что они хорошо ее развлекают, так что если вы недостаточно занимательны, к ней лучше даже не приближаться.

Дочери Эгира и Ран, Девять Морских Дев, характером пошли в мать. В естественных обличьях одни из них пугающе уродливы, другие — изумительно прелестны, но все непохожи на людей, хотя и могут при желании принимать иллюзорный облик прекрасных смертных женщин. В воде они всегда выглядят как русалки, но в Эгирхейме меняют хвост на ноги. Они всегда держатся вместе и, как можно судить по именам, довольно кровожадны: Блодугхадда (Кровавовласая), Бара (Большая волна), Бюльгья (Сокрушительная волна), Дуфа (Скрытая), Хефринг (Вздымающаяся), Химинглёва (Прозрачная для небесного света), Хрённ (Водоворот), Кольга (Холодная) и Унн (Вал).

    Их имена — настоящая литания силам Океана. Кольга-Холодная и Дуфа-Скрытая — близнецы, старшие из всех сестер и очень замкнутые. Следующая по старшинству, Блодугхадда, не только «кровавовласа», но и кровожадна. За ней идут Бара с огромным животом и Бюльгья-Сокрушительница; за ними — еще одна пара близнецов, ужасная Хрённ-Водоворот и вечно плачущая и тоскующая Хефринг. За ними — Унн, морская дева приливов, и, наконец, младшая из всех и самая непостоянная — Химинглёва, дева ясной погоды.

        — Из йотунской легенды «Рождение Хеймдалля»

Все морские великаны умеют менять обличья. Они могут выглядеть как люди — бледные, с длинными струящимися волосами длиною почти до пят; могут превращаться в рыб, дельфинов, китов и прочих морских животных, а иногда даже в плавучие клубки водорослей; могут принимать прозрачный человекоподобный облик или классическую форму русалок (наполовину женщин или мужчин, наполовину рыб), легенды о которых так зачаровывали моряков на протяжении многих столетий.

Морские великаны в целом более капризны и игривы, чем другие разновидности этинов. Сам Эгир — веселый, жизнерадостный и добродушный любитель пирушек. Он варит лучшее пиво во всех Девяти Мирах, которое покупают повсюду и ценят очень высоко. Тем не менее, в гневе он может вызывать чудовищные штормы и топить корабли. Длинные когти у него на пальцах — напоминание об этой стороне его натуры. Ран во многом похожа на сирену-соблазнительницу  — вообще, из всех этинов именно морские великанши чаще всего «кладут глаз» на мужчин-людей, хотя для последних это, как правило, заканчивается плохо. Ран известна тем, что, подобно своим дочерям, уволакивает свои жертвы на дно океана огромной сетью. Именно она в ответе за все морские бури в северных океанах.

Мы привыкли думать о воде как о самой нежной и кроткой из всех стихий. Обычные эпитеты для нее — «питающая», «врачующая», «утешающая». Но в действительности основная масса воды на нашей планете заключена отнюдь не в целебных минеральных источниках и не в ласково лепечущих ручейках, а в океанах — океаны же свирепы, дики,  необузданны. Они топят людей. Однако они же — источник всей жизни и олицетворение самой природы. И для тех, кто понимает природу йотунов, в этом нет никакого парадокса.

Именно эти качества воплощены в характере Девяти Морских Дев. Это не гостеприимные, щедрые воды; это те моря, которые пожирают людей и корабли. Когда мы сталкиваемся со стихиями в лице йотунов, первое, что мы видим, — это природные катаклизмы. И морские этины — не исключение: они могут научить вас держаться на плаву и понимать по-настоящему силу водной стихии, но с такой же легкостью могут и утопить.

Самый удобный путь в Эгирхейм пролегает через остров Хлесей у побережья Ванахейма. Здесь у местных жителей можно одолжить лодку (если у вас нет при себе своей), выйти на берег, принести подходящие дары и попросить, чтобы вас проводили в чертоги Эгира. Если подношение будет принято, из воды к вам выйдет кто-то из его слуг (или дочерей, если он сочтет, что вы достойны лучшего обращения). Этот провожатый будет править вашей лодкой (не мешайте ему!) и, постепенно отдаляясь от берега, погружаться под воду.  Для нас, сухопутных созданий, это довольно страшный момент, но не пугайтесь: до тех пор, пока рядом с вами находится кто-то из домочадцев Эгира, вы сможете спокойно дышать под водой. В этом — часть их магии. Но, разумеется, если вы будете вести себя грубо, они вышвырнут вас из лодки (или, позже, из подводного дворца), и вы очень скоро захлебнетесь.

Привратник Эгира — этин по имени Эльдир. Подобно Фьялару, сторожащему Асгард, он предпочитает для себя облик огромного петуха. Эльдир привередлив и сварлив; если вы не будете с ним исключительно вежливы, он ни за что не впустит вас во дворец. Увидев его в образе петуха, ни в коем случае не смейтесь, а не то он вас исклюет, исцарапает и выкинет вас в открытое море. Он заносчив; но потешьте его самолюбие и дайте ему понять, что вы осознаёте, какая это великая честь — пировать за столом Эгира. Еще один из слуг последнего — молодой морской этин по имени Фимафенг; однако жив он или мертв — неизвестно.

На пиру Эгир пускает по кругу Римкальк — хрустальный кубок, предназначенный для здравиц. Когда очередь дойдет до вас, скажите, какая это честь для вас — быть допущенным в его чертог, и поблагодарите его за гостеприимство. Если хотите, можете прочесть стихотворение или спеть песню, но старайтесь не тянуть время. Угощение для пиров готовится в волшебном котле-«влаговарителе» в целую версту глубиной. Изначально этот котел принадлежал великану Хюмиру, но Тор отнял его и принес Эгиру, у которого тот никогда не стоит без дела.

Что вам может броситься в глаза, так это то, что за столом у Эгира, среди прочих гостей, зачастую сидят призраки умерших. (В былые времена, правда, их было больше, чем сейчас, потому тогда люди тонули в море гораздо чаще.) Это души утопленников, похищенные Ран. Она держит их в Эгирхейме, как эдаких домашних любимцев, а когда они перестают ее забавлять, отправляет в Хельхейм. Самые занимательные души или те, которые пришлись по нраву Эгиру, могут жить в подводном дворце по много столетий, развлекаясь пирами, танцами и пением.

В качестве подношений морским этинам подходит пища, которую невозможно добыть  под водой (хлеб, печенье, фрукты и т.д.), а также отполированные камни, блестящие монеты и украшения из драгоценных металлов (помните, что морские великаны без труда отличат подделку и будут оскорблены не меньше, чем какой-нибудь цверг, которому попытались подсунуть низкопробный металл). Моряки по традиции брали с собой в плавание монеты, чтобы откупиться от морских великанов, если те их «поймают». Эгир с удовольствием примет от вас спиртное с золотым порошком — он вообще любит золото. Только не трудитесь дарить ему пиво: его собственное пиво все равно лучше, а современные сорта, битком набитые химикатами, ему не по вкусу.

Девять Сестер очень любят стеклянные кораблики; такой подарок лучше всего вывезти в море и отпустить в плавание. В древности моряки приносили морским этинам человеческие жертвы, бросая их за борт; и Девять Сестер до сих пор не без сожаления вспоминают о тех временах — не потому, что они настолько уж кровожадны, а потому, что души утопленников попадали в их подводные палаты и обеспечивали им развлечение на много лет, а то и столетий. Впрочем, кровь они тоже любят — для подношения достаточно уронить каплю крови в море или просто в соленую воду.

0


Вы здесь » Yggdrasil » Игровой мир » Ванахейм


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно